Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики

Актуальность вопросов и перспектив повышения конкурентоспособности экономики Казахстана приобретает особое звучание в связи с тем, что, достигнув определенной экономической стабильности, страна стремится перейти на качественно новый уровень развития. С начала 1990-х гг. в Казахстане осуществлялись преобразования, направленные на создание рыночной экономики. До настоящего времени республика уже прошла ряд важных этапов экономических реформ. Современный этап качественных преобразований в республике связан в первую очередь с развитием индустриально-инновационной составляющей. В качестве установок по совершенствованию экономики страны, повышению ее эффективности Правительство Казахстана во главе с Президентом страны Н.А.Назарбаевым выдвинуло задачу диверсификации экономики, повышения в ВВП доли отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, проведения структурных преобразований, направленных на приближение казахстанской экономики к стандартам развитых индустриальных стран [1].

Казахстан в общем, рейтинге конкурентоспособных государств мира в 2008г. занял 56 место. Наиболее высоко оценен показатель макроэкономической ситуации в государстве (10 место). Однако все остальные факторы конкурентоспособности страны оценены более скромно. В частности, по развитию институтов Казахстан занимает 75 место, инфраструктуры 68 место, здравоохранения 86 место, инноваций 70 место, технологий 66 место, высшего образования 51 место, бизнеса 72 место [2, с. 12].

Сегодня глобальный мир развивается высокими темпами и Казахстан должен проводить адекватную политику, чтобы успевать за этим развитием. Реализация индустриальных и инновационных программ требует от республики больших усилий. Поэтому, решая стратегическую задачу вхождения нашей страны в состав 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира, необходимо, прежде всего, использовать инновационную составляющую при разработке механизма повышения конкурентоспособности Казахстана.

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением технико-технологических факторов, являющихся главным материальным источником экономического роста. Внедрение новых технологий стало основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества оказываемых услуг, а также ключевым условием конкурентоспособности банков.

Однако переход к рыночным отношениям и усиленный приток на казахстанский рынок зарубежных банков выявил узость отечественного ассортимента банковских услуг и продуктов, неэффективность используемых технологий, а также ряд проблем, связанных с качеством и безопасностью предлагаемых банковских услуг и продуктов. Поэтому проблема отечественного рынка по предоставлению технологических и доступных услуг банковского сектора является одной из основных и непосредственно связана с необходимостью повышения уровня сервиса банковских услуг [3, с. 45].

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые казахстанскими банками в последние, темпы развития уступают потенциально возможным. [4, с. 19].

На рисунке 1 представлены основные факторы конкурентоспособности предприятия.

Рисунок 1 - Основные факторы, определяющие конкурентоспособность

банка

Как видно из рисунка 1 конкурентоспособность предприятия определяют все 4 фактора, каждый из которых является неотъемлемым звеном в работе самого предприятия. Конкурентоспособность банковских услуг определяет текущую конкурентоспособность банка. Участие в конкурентной борьбе, грамотное использование имеющихся ресурсов определяется конкурентоспособностью менеджмента банка, прежде всего, высшего руководства. Связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентоспособности является маркетинг предприятия и соответственно как конечный результат всех 3 факторов – продажи.

Перейти на страницу: 1 2 3

>