Музыка и телевидение

В условиях преодоления застойных явлений в духовной жизни общества, в деятельности творческой интеллигенции, в условиях ослабления механизма торможения свободы творчества могут произойти и происходят глубокие изменения в эстетических вкусах населения. Благодаря современным техническим устройствам музыка больше других видов искусства окружает человека, а следовательно, и воздействует на него. Поэтому перед телевидением остро стоит проблема: развивать, а по мере необходимости и изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы и принципы человека. Широкая открытость, возможность свободного и демократического самовыражения могут дестабилизировать общественный интерес, культурные запросы. От стесненности и скованности к безудержным увлечениям и вседозволенности — так порой выглядит путь удовлетворения жажды духовного обновления в сегодняшней жизни.

Формирование с помощью телевидения музыкальных вкусов не есть задача чисто просветительская; она становится частью работы по формированию современного мировоззрения, свободного, с одной стороны, от устаревших стереотипов, а с другой — содержащего передовые идеи нашего времени. Музыкальная ориентация отражает не просто приверженность той или иной форме организации свободного времени или симпатии к «звездам». Она выражает определенную жизненную, мировоззренческую позицию человека, особенно юного гражданина. Так, современная популярная рок-музыка стала для многих молодых людей своеобразным символом, соответствующим особой шкале культурных ценностей. Вот почему наше телевидение призвано не бездумно размножать эту музыку, а анализировать ее как в социальном, так и в эстетическом плане, раскрывать мотивы обращения прежде всего молодых именно к этим музыкальным произведениям. Здесь нужно не ругать, не осуждать, а постараться понять, что молодым свойственна эмоциональная распахнутость и стремление к развлекательности как элементам молодежной культуры, второстепенность рационального подхода и разумной оценки увиденного и услышанного. Таковы особенности сознания и психики молодого человека. И учет этих особенностей, преодоление недооценки своеобразия восприятия молодыми людьми прежде всего музыки — главное в работе средств массовой информации с молодежью. Музыкальные передачи, которые по вечерам соседствуют в эфире с публицистикой, даже если они и не построены на сегодняшнем актуальном материале, вызывают потребность знакомства с глубинными жизненными конфликтами, полнокровными человеческими характерами.

Музыкальный экран нередко переносит нас в прошлое, открывая его малознакомые страницы. Настоящее в прошлом и прошлое в настоящем — эту связь времен, идеалов, традиций нашей многонациональной культуры музыкальное телевидение делает особенно наглядной в своем духовном единстве. Весь смысл деятельности музыкальных редакторов телевидения состоит в том, чтобы помочь верно ориентироваться в мире музыки, в мире, который ныне не знает ни географических, ни государственных границ и преград. На смену запретам периода застоя приходит иная увлеченность. Изменяются и музыкальные пристрастия.

Телевидение всячески поощряет поиски этого пути. Телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключило из арсенала телевидения и трансляций популярных концертов, спектаклей, организации конкурсов песни и т. п.

Центральное и местное телевидение сформировали самостоятельный раздел музыкального вещания — музыкально-образовательные программы. На протяжении многих лет музыкальные редакторы ведут циклы специальных передач самого различного профиля. Одни из них рассчитаны на любителей эстрадной, другие — симфонической, оперной, камерной, хоровой музыки. Есть передачи для начинающих слушателей. А есть и такие циклы, которые предусматривают аудиторию уже эстетически подготовленную.

Перейти на страницу: 1 2

>