Системный подход в решении практических проблем управления товарными системами в маркетинге

Анализ условий и задач предпринимательской деятельности показал, что производство необходимо развивать не только в отношении увеличения количества товаров, но и в направлении их обновления, улучшения их потребительской ценности, качества и ассортимента, создания конкурентоспособной товарной продукции. Рыночные условия хозяйствования ставят перед предприятиями проблемы выбора и оценки базовых решений – «производить или не производить», «закупать или не закупать» товары для продажи на рынке; выбора и оценки сферы рынка; анализ соотношения затрат и результатов производственно-коммерческой деятельности; выбора и оценки поставщиков по количеству, качеству, ассортименту, цене, ритмичности изготовляемых ими товаров. Одной из важнейших проблем, от решения которой зависит сбалансированное развитие производства, обмена и потребления, является установление единства и противоположности потребительской стоимости и затрат. В рыночных условиях постоянно возникает необходимость решения проблемы выбора между потерями от несовпадения свойств изделий и требований потребителей и ценами. Решение этих проблем позволит ответить на вопросы о качественном и количественном взаимодействии затрат и потребительной стоимости, об эффективности потребления и отражения этого взаимодействия в уровне и динамике цен. Наиболее важные и сложные проблемы товароуправления на предприятиях связаны с определением структуры ассортимента товаров; с планированием соотношения между производством и закупкой товаров различных категорий, с определением количества товаров в партии и времени их производства; с определением времени снятия с производства «неходовых товаров»; с обновлением ассортимента товаров. Менеджеры по товарам участвуют в создании новых товаров, модификации уже выпускаемых, снятии с производства устаревших, поставляя информацию о товарах соответствующим службам предприятия. Они вовлекают в единую организацию производителей и потребителей с тем, чтобы созданный ими или закупленный товар нашел своего потребителя. Конкретное представление о сущности и границах исследования товарных проблем нельзя составить без учета современных представлений о целях, сущности, структуре, закономерностях функционирования систем, связанных с управлением товарами на предприятии. Для выявления таких концепций обратимся к анализу процесса управления товарными системами в рыночной экономике. В общем виде этот процесс можно представить как совместную деятельность работников товарного производства и обусловленных ими товарного обращения и потребления, в ходе которой население страны удовлетворяет свои потребности в потребительских товарах, а промышленные предприятия – в товарах производственного назначения. Для создания промышленного и торгового предложения необходимо согласование ассортимента продукции отдельных предприятий. Базой для согласования ассортимента товаров отдельных предприятий служат концепции ассортимента, которые разрабатывают работники промышленности и торговли для определенных комплексов потребностей [4, с.88]. Концепции ассортимента содержат сведения о количестве, структуре ассортимента товаров, качестве, цене, упаковке, сроке поставки. Они обеспечивают координацию действий промышленности внутренней и внешней торговли с целью обеспечения баланса отечественного производства, импорта, экспорта, а также связь планирования производства конкретных изделий на промышленных предприятия и товарооборота в торговых изделиях. Усилия работников производства и торговли могут быть скоординированы на основе формирования ассортиментной структуры товарного предложения. Товарное предложение является одним из основных элементов рынка и составляет материальную основу удовлетворения потребностей и спроса населения, а, следовательно, обеспечения непрерывности процесса воспроизводства. Отношения между производителями и потребителями товаров характеризуются информационными и физическими потоками. Поэтому в управлении товарами различают действия с информацией и действия с изделиями. Следовательно, в производственной и торговой деятельности одним из наиболее важных видов знания, образующего основу профессиональных умений и навыков, являются критерии для систематического отбора и упорядочения информации о товарах, отделении полезных сведений от ненужных. Потребность в этих действиях обусловливает существование как единых информационных производственно-торговых товарных систем, так и частных отраслевых товарных систем. Оптимизацию ассортимента товаров в системе управления товарами можно рассматривать как практическую, так и научно-прикладную проблему. В ней можно выделить социально-экономический, технический, кибернетический, управленческий и другие аспекты. Многоаспектность проблемы базируется на объективном процессе взаимодействия производства, обмена и потребления товаров, как в количественном, так и в качественном отношениях. Проведение товарной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Предприятия промышленности предлагают торговым организациям и предприятиям тысячи наименований товаров в год. За этот период в торговле сотни новых и старых наименований исключаются из ассортимента. Комплексный и многоаспектный характер проблемы «купли-продажи» требует учитывать управленческий и системные подходы, которые базируются на значимости товаров в жизни общества, а поэтому занимают важное место наряду с другими подходами. Многие факты, гипотезы и закономерности, объясняющие этот процесс, не подтверждаются экспериментами и расчетами. Важным направлением в разработке методологического и теоретического обоснования и исследования проблемы управления товарными системами может стать системный подход. Опыт использования такого подхода в других областях знания показал его эффективность, и особенно там, где объекты определенных наук исследуются и упорядочиваются в рамках единой системы. В течение длительного времени в центре товароведческих исследований находились единичные товары. Такой подход и знание о товарах принято называть «предметоцентрическими», т.е. сосредоточенными на каком-либо ограниченном предмете. При этом истиной считается знание о самом товаре, о его свойствах. Основное внимание уделяется исследованию единичной потребительной стоимости товаров, исследованию закономерностей формирования свойств и показателей качества товаров под влияние различных факторов. Только такой подход при всей его необходимости и важности ограничивает возможности познания, так как в этом случае исследователи не поднимаются выше уровня единичности и непосредственной сущности товара. Для товароуправления важно изучение не только отдельных товаров и их свойств, но и исследование их системных качественных сочетаний, отражающих состав, структуру и свойства товарного предложения. С середины ХХ века товароведческое знание становится все более и более «системоцентрическим», направленным на изучение различного рода товарных систем. В это время в литературе появляется термин «товарная система». Но до сих пор нет его определения. В научной литературе не показано различий между понятиями «классификация» и «систематизация», а построение классификации товаров рассматривалось как одна из форм системного метода исследования.

Перейти на страницу: 1 2 3

>