Нужда, потребность, запросы.

Социальные основы маркетинга связаны со следующими поня­тиями: нужды, потребности, запросы, товар.

Нужды (первичные потребности).

В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд.

Нужда — это испытывае­мый человеком недостаток в чем-то необходимом. У людей множество самых разно­образных нужд. Их можно разделить на физические — нужда в пише, одежде, тепле и безопасности; социальные — в общении и привязанностях; индивидуальные — по­требности в знаниях и самовыражении. Эти нужды не изобретены маркетологами, они обусловлены человеческой природой. Когда нужда не удовлетворена, человек де­лает одно из двух:

1. либо ищет средство, с помощью которого нужду можно удовлетворить;

2. либо старается снизить потребность в ее удовлетворении.

В промышленно развитых странах люди стараются найти или создать предметы, которые помогли бы им удовлетворить возникшие потребности. В менее развитом обществе люди стараются умерить свои желания или удовлетворяют их с помощью того, что имеется в их распоряжении.

Потребности.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность— это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Для некоторых южноафриканцев жареная саранча – деликатес. Голодный филиппинец будет рад молоденькому поросенку, фасоли и манго. Проголодавшийся русский человек предпочтет говядину с жареным картофелем. Потребности принимают форму объектов, способных удовлетворить нужды. Человеческие потребности растут по мере развития общества. Вместе с ними возрастает и количество объектов, вызы­вающих у людей интерес и желание обладать ими. Производители же, с одной сторо­ны, стараются расширять ассортимент товаров и услуг, способных удовлетворить эти потребности, а с другой — стимулируют появление новых потребностей.

По мере развития общества растут потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или нескольких нужд. Производительтовара или услуги не создает нужду, она уже существует. К сожалению, руковолители и предприниматели часто путают потребности с нуждами.

Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, последние перехо­дят в категорию запросов.

Запросы.

Потребности людей практически не ограничены, чего не скажешь о ресурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение с учетом своих финансовых возможностей. Если человек имеет возможность заплатить за реализацию своих потребностей, последние перехо­дят в категорию запросов.

Запрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Потребитель рассматривает товар как совокупность опреде­ленных качеств и выбирает тот продукт, который обеспечивает оптимальное сочета­ние этих качеств, доступных за ту сумму денег, которой располагает данный индивид. Например, автомобиль Ноndа — это скорость, низкая цена и экономия горюче­го, а Мегсеdec — это комфорт, роскошь, показатель высокого общественного положе­ния. Сопоставляя свои потребности с имеющимися в распоряжении ресурсами, по­требитель предъявляет спрос на те товары, которые обеспечивают максимальное удов­летворение его потребностей.

Перейти на страницу: 1 2

>