Товарная классификация

Различных товаров существует очень много и, чтобы разделить всю эту массу товаров на отдельные группы, используются классификационные признаки. Классификационный признак позволяет определить то, чем выделенные группы будут отличаться друг от друга.

Потребительские товары

Классификационный признак

Классификационные группы

Общая характеристика

Примеры

По характеру потребления

Товары кратковременного пользования

Изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования.

Соль, мыло, хлеб, оплата проезда, билет в кино.

Товары длительного пользования

Изделия, используемые многократно.

Холодильник, одежда, мебель

Степень материальности

Вещественные товары

Товары, имеющие материальное воплощение

Нефть, книги, сапоги, компьютер

Невещественные товары

Действия, выгода или удовлетворение, получаемое потребителем без материального обладания товаром

Услуги Internet, образование, консультация юриста.

Характер поведения потребителей при покупке

Товары повседневного спроса, включают подгруппы:

1. основные товары

2. товары импульсивной покупки

3. предметы крайней необходимости

Товары, которые потребитель покупает часто, без особых раздумий и с минимальными усилиями при выборе.

1. Товары, которые покупатели приобретают постоянно, в ближайшей торговой точке.

2. Товары, приобретаемые без предварительного планирования или поиска.

3. Товары, приобретаемые, когда в них возникает острая необходимость.

Табачные изделия, мыло, газеты.

1. Продукты, средства гигиены, ремонт обуви.

2. Журналы, шоколад, чипсы.

3. Лекарства, зонтик, купальный костюм

Товары предварительного выбора

Товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления.

Мебель, одежда, автомобили, электробытовые приборы

Товары особого спроса

Товары с уникальными характеристиками, марочные товары, ради приобретения которых покупатель готов затратить дополнительные денежные средства и время на поиск.

Некоторые марки автомобилей, посещение концерта известного артиста, музея.

Товары пассивного спроса

Товары, о которых потребитель не знает в силу недостаточной рекламы или знает, но не задумывается об их приобретении.

Страхование, ритуальные услуги, справочники

Степень совместимости в процессе потребления

Взаимозаменяемые товары (субституты)

Товары, являющиеся с точки зрения потребителя альтернативными для удовлетворения потребности.

Колбаса и мясо, масло и маргарин.

Взаимодополняющие товары (комплементарные)

Товары, совместное наличие которых является необходимым условием для процесса потребления

Фотоаппарат и пленка, ручка и стержень.

Товары промышленного назначения классифицируются по мере участия в процессе производства и относительной их ценности:

основные материалы и комплектующие - товары, полностью используемые в изделии производителя: сырье, полуфабрикаты, комплектующие детали;

капитальное имущество - товары, частично присутствующие в готовом изделии: стационарные сооружения и вспомогательное оборудование;

вспомогательные материалы и услуги - товары, не присутствующие в готовом изделии (это рабочие материалы: смазочные масла, каменный уголь, писчая бумага и т. п.; материалы для техобслуживания и ремонта: краски, ключи, щетки и т. п.) и услуги, которые подразделяются на услуги по техобслуживанию и ремонту, а также услуги консультативного характера: правовые консультации, консультации для руководства, рекламы и т. д.

>