Понятие, объекты и субъекты маркетинга. Виды и функции маркетинга

В настоящее время существует более 2000 определений понятия «маркетинг». Многообразие определений обусловливается, прежде всего, тем на какие основополагающие аспекты маркетинга делается акцент в определениях, как предлагаемые формулировки «привязаны» к конкретным видам маркетинга, областям его применения.

Американские авторы коллективного учебника «Прикладная экономика» пишут, что «если рынок — это место встречи покупателя и продавца, то маркетинг — деятельность, помогающая им встретиться»[1]. Такое емкое определение понятия маркетинга можно считать универсальным, но чрезмерно общим.

В учебном пособии «Курс предпринимательства» английский профессор А. Хоскинг приводит не одно, а несколько определений маркетинга: «Маркетинг — это создание того, что мы можем продать, а не сбыт того, что мы можем изготовить»; «Маркетинг — но процесс определения спроса покупателя на продукцию или услуги, мотивация их продаж и распределения конечному потребителю ради получения прибыли»; «Маркетинг — это творческая функция менеджмента, имеющая целью развитие торговли и увеличение занятости посредством оценки нужд и потребностей покупателя, проведения научных исследований и проектно-конструкторских разработок, направленных на удовлетворение этих нужд и потребностей»[2]. Имеется и такое определение: «Маркетинг — это искусство предложить потребителю товар или услугу, которая будет пользоваться спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать кампанию»[3].

Термин «маркетинг» появился от английского слова, «market» - рынок и в самом общем смысле означает деятельность в сфере рынка, а точнее, в сфере его изучения. Однако уже давно концепция маркетинга вышла за эти узкие рамки. Необходимо отметить, что современная концепция маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию. Как особый подход к управлению реализацией, а затем и производством, она выделилась в начале ХХ в. В этот период в большинстве развитых стран происходил процесс создания крупномасштабного производства при значительном обострении конкуренции. Эти процессы способствовали поиску и разработке новых подходов к управлению рыночной деятельностью фирм, и в первую очередь к управлению спросом на выпускаемую продукцию. Наиболее остро проблемы сбыта выпускаемой продукции ощущали крупные фирмы в США. Американские экономисты того времени подчеркивали, что организация сбыта была основной проблемой для предпринимателей.

В дальнейшем свое развитие маркетинг, проникая в различные сферы функционирования фирм, приобретал более комплексный характер, превратившись в один из важнейших элементов их деятельности по разработке новых видов продукции, продвижению ее к потребителям, стимулированию спроса на выпускаемые товары.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии фирмы и основанная на знании потребительского спроса.

В этих условиях маркетинг является системой организации деятельности предприятия, фирмы или корпорации по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения высокой прибыли.

В России маркетинг появился и начал использоваться в работе предприятий со времени перехода экономики страны с административно-командной на рыночную. Однако необходимо заметить, что это процесс идет и по сегодняшний день, хотя уже сейчас маркетинг присутствует в той или иной форме практически на предприятиях всех форм собственности и размеров, поэтому существует необходимость определения роли маркетинга в формировании экономического потенциала предприятия. Основные теоретические и практические аспекты маркетинга отображены в трудах следующих ученых: Котлера Ф., Ансоффа И., Эванс Дж. Р., Герасимчука В.И., Герчиковой И.Н. и других ученых в области маркетинга.

Ф. Котлер дает следующие определение – маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена обладающих ценностью товаров.[4] В то же время он говорит о существовании маркетингового управления, которое имеет место, когда, по крайней мере, одна из сторон потенциального обмена разрабатывает и использует средства достижения желаемого отклика других сторон. Его позицию поддерживает П. Друкер, который считает, что «все, что делается в сфере бизнеса, все представляет собой или включается в понятие «маркетинг».

Перейти на страницу: 1 2 3 4

>