Акцизы и ЕГАИС

Как уже говорилось выше, жизнь рынка крепкого алкоголя в текущем году во многом была определена двумя тяжелыми кризисами, постигнувшими отрасль. С 1 января 2006 года вступил в силу закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Дело в том, что до 2001 года всю ставку акцизного налога платил производитель алкогольной продукции. Затем правительство изменило эту систему, и акциз стал "расщепленным": одну марку клеил производитель, вторую - региональный акцизный склад. Таким образом, правительство пыталось решить две основополагающие для рынка задачи: вытеснить контрафактную продукцию, доля которой в течение последних лет занимает, по оценкам экспертов и участников рынка, около 40%, и преодолеть региональный сепаратизм и поддержку ликероводочных предприятиях из бюджетных средств регионов.

Однако система складов с целями не справилась, и с 1 января правительство решило вернуться к единой акцизной марке, а функции по борьбе с контрафактом возложить на ЕГАИС. Основная проблема заключалась в том, что ни новых марок, ни подзаконных актов, регламентирующих порядок их выдачи, на тот момент не было. В результате практически все заводы были вынуждены приостановить выпуск продукции на сроки до полутора месяцев. По оценкам исполнительного директора национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, не было разлито около 15 млн дал.

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), благодаря размещаемой на акцизных марках нового образца информации, в теории должна позволить налоговым органам учитывать весь объем ввезенного и произведенного на территории России алкоголя. Ввод ЕГАИС был намечен на 1 июля 2006 года в рамках вступающих в силу изменений в закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". [1]

Схема работы такова: модули ЕГАИС устанавливаются на площадках всех российских производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у всех оптовиков и в соответствующих таможенных подразделениях. И далее оснащенный техникой и сканером штрих-кода инспектор в любой розничной точке может проверить происхождение каждой конкретной бутылки. Параллельно с 1 июля запрещалась продажа маркированного старыми марками алкоголя.

В итоге с началом июля резко сократился ассортиментный ряд на полках виноводочных магазинов. На рынке начался настоящий кризис, по поводу которого не высказался только ленивый. 19 июля члены недавно созданной Общественной палаты РФ направили 19 июля на имя премьер-министра РФ Михаила Фрадкова открытое письмо. "1 января 2006 года на территории России вступил в силу Федеральный закон № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в новой редакции. Принятие Закона инициировало Правительство Российской Федерации. С целью, которая ни у кого не вызовет возражений: борьба с теневым оборотом алкоголя и регулирование алкогольного рынка. Бесспорно, дело нужное, важное и действительно государственное", - говорилось в документе. Но реализацию закона члены палаты подвергли жесткой критике.

Кризис выявил определенную несогласованность и в правительстве. В начале августа министр финансов РФ Алексей Кудрин отправил на имя Михаила Фрадкова докладную записку, в которой выделил несколько причин кризиса, основная из которых - серьезные недостатки, допущенные при принятии закона "О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции". По данным министра, в 2003-2009 годы законопроект менялся несколько раз, при этом подготовленный ко второму чтению и положенный в основу окончательного варианта проект не был согласован с Минсельхозом, Минфином, ФНС, ФТС. После принятия законопроекта 21 июля 2009 года сложности возникли при согласовании новых правил между ведомствами.

>