Интернационализация производства

В качестве причин, побуждающих предприятия к интернационализации, можно выделить следующие:

1) улучшение загрузки имеющихся и дополнительно вводимых мощностей;

2) повышение эффективности сбытовой деятельности путем усиления рыночных позиций (например на основе создания филиалов, дочерних предприятий), расширение сети сервисных пунктов и т.п.;

3) обеспечение долгосрочного успешного сбыта, т.е. экономического роста фирмы, повышение ее конкурентоспособности;

4) снижение общего риска за счет выпуска большего объема продукции (в натуральном выражении), в том числе в зарубежных филиалах компании;

5) стабилизация ценовой политики или расширение рамок для ее осуществления на внутреннем и зарубежном рынках и т.д.

Процесс выхода на внешний рынок - это постепенный процесс, включающий в себя ряд стадий:

1) местная стадия, или производство;

2) начальная стадия интернационализации (наличие контрактов за рубежом без привлечения контрагентов);

3) наличие разнообразных контрактов, но без создания производительных предприятий за рубежом;

4) наличие предприятий-филиалов, дочерних компаний, которые расположены не более чем в 6 странах;

5) многонациональная интернационализация (создание предприятий более чем в 6 странах, образование транснациональных корпораций).

Результат интернационализации - это реализация промышленного цикла в рамках нескольких государств. Предприятия связаны не только финансово-экономически, но и технологически: они - часть международного производственного комплекса с единым технологическим и коммерческим планом.

В результате интернационализации возникают монополии нового типа - межнациональные, транснациональные компании (ТНК). Например, “Юнилевер”, “Электролюкс” и т.д. ТНК - это компания, включающая единицы в двух или более странах независимо от их юридической формы и поля деятельности. ТНК, как правило, мощные компании, имеющие не только производственный, но и политический вес. Сейчас ТНК (крупнейшие из них) приобретают глобальный характер: создание филиалов в различных уголках земного шара, активный процесс международного разделения труда, трансформация связей между странами.

Однако, несмотря на форму выхода на внешний рынок, стиль поведения на нем, компания должна учитывать весь комплекс контролируемых и неконтролируемых факторов, действующих на рынке, с целью установления соответствия товар-страна и выбора приемлемого комплекса маркетинга. Речь об этом пойдем в следующих разделах.

>