Маркетинговые исследования перспектив научно-технологического развития Украины

- стратегические маркетинговые исследования для выявления перспективных направлений развития новейших технологий на основе экспертных оценок;

- составление перечня приоритетных тематических направлений научных исследований и разработок;

- составление перечня критических технологий и их паспортов.

Перечисленные меры свидетельствуют об актуальности обеспечения научно-методического фундамента для формирования государственной системы стратегических маркетинговых исследований научно-технологического развития.

В свое время в Центре исследований научно-технического потенциала и истории науки имени Г. Доброва НАНУ были разработаны Методические рекомендации 9, которые имели целью обеспечить единство общих подходов в работе экспертных групп и всех экспертов; эти группы, куда входили 10-15 специалистов, создавались в головных институтах по соответствующим тематическим направлениям и обеспечивали комплектацию полного состава экспертов (до 100— 150 чел.), Каждая группа отвечала за формирование прогнозных оценок и приоритетов развития конкретного направления. Тематические экспертные группы высшего уровня должны были решать две взаимосвязанные задачи - оценивать ход реализации мер в приоритетных направлениях развития науки и техники в Украине (мониторинг) и определять самые актуальные и перспективные направления научно-технической и инновационной деятельности для уточнения и конкретизации государственных приоритетов на будущее (прогнозно-аналитическая задача). Для обоснования этих направлений были разработаны альтернативные прогнозы их реализации (или нереализации).

Однако, по нашему мнению, предусмотренный Рекомендациями порядок подбора экспертов не лишен существенных недостатков. Так, перечень приоритетных направлений финансирования науки составлен с учетом только мнений представителей науки, интересы бизнес-общественности не приняты во внимание. Таким образом, включены в действие не все составляющие "инновационной цепи". Совершенно отсутствует маркетинговая составляющая в принятии решений по определению приоритетных направлений бюджетного финансирования научно-технологического развития. Точка зрения экспертов-практиков, которые должны проводить идеи в жизнь, - управленцев, предпринимателей проигнорирована. Но поскольку инновация - это прибыльное внедрение результатов научно-исследовательских разработок, практическая составляющая "инновационной цепи" должна обязательно воздействовать на принятие решений.

Кроме того, рассматриваемые Рекомендации открывают простор для лоббирования узкоотраслевых интересов научно-исследовательских учреждений с целью получить как можно больше бюджетных средств. Принятая процедура выявления приоритетов некорректна по отношению к прикладной науке, где важнейшим фактором является коммерческий результат, и объективно противодействует инновационному развитию экономики. Отечественные научные разработки не реализуются. По данным Счетной палаты Украины, в системе Национальной академии наук использовано только 6%, а в отраслевых академиях - от 1 до 2% результатов научных исследований,0. Возникла парадоксальная ситуация: с одной стороны, наука обладает огромным потенциалом (по интегрированному показателю способности к инновациям Украина занимает 28-е место среди 115 стран), с другой стороны, этот потенциал не реализуется. Основу национальной экономики составляют сырьевые и низкотехнологичные отрасли. Научные исследования и научно-технические разработки не влияют на рост ВВП, наукоемкая составляющая которого не превышает 1,3%. Из каждой тысячи изобретений, регистрируемых в Украине, только шесть находят предприятие, которое доводит их до стадии внедрения.

Кафедра маркетинга Одесского государственного экономического университета в соответствии с приказом Минобразования Украины от 21.03.2007 г. № 224 разработала методику формирования Государственной системы стратегических маркетинговых исследований научно-технологического развития, которая может быть использована в рамках решения приведенных выше задач, предусмотренных в разделе 4 Государственной программы прогнозирования на 2008-2012 гг. Теоретической базой стали труды ведущих ученых в области маркетинга ", Система, о которой идет речь, - это совокупность последовательно выполняемых, логически связанных методов, процедур, средств, которые выявляют позиции экспертов в отношении перспектив влияния достижений науки на инновационное развитие национальной экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

>