Виды цен

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. Не тратьте время на мебельные салоны, лучше на http://kmsnab.ru купите офисные кресла в интернет-магазине.

1. По характеру обслуживаемого оборота

различают оптовые и розничные цены.

Оптовой

считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

К числу оптовых относятся закупочные цены

, по которым производители реализуют свою продукцию организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

Розничные цены

– цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

Особой формой розничной торговли является отпускная цена

– цена, по которой предприниматель-изготовитель или его сбытовая организация реализует продукцию потребителям.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке

различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные (рыночные) цены

устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: Цена спроса

– та, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения

– рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства

– цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

Регулируемые цены –

цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия.

В числе регулируемых цен выделяют:

Предельные цены

– такие, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Фиксированные цены

– цены, устанавливаемые на определенном уровне.

3. По способу установления, фиксации

различают: твердые, подвижные, скользящие цены.

Твердые цены

(постоянные) – такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению. В таком случае делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».

Подвижная цена

– такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту использования договора рыночная цена изменится. В таком случае делается «оговорка о повышении и понижении цены». Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2–5% пересмотр зафиксированной цены не производится.

Скользящая цена

– цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция).

В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении цены в интересах покупателя в договор могут быть внесены некоторые ограничительные условия, так называемые лимитом скольжения

.

На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда

часть ее фиксируется твердо при заключении договора, другая часть – в виде скользящей цены.

4. По способу получения информации об уровне цены

различают публикуемые и расчетные цены.

Публикуемые цены

– цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

Справочные цены

– цены, публикуемые в различных печатных изданиях.

Перейти на страницу: 1 2

>