Среда международного маркетинга: ее составляющие и изучение

1. Ослабление напряженности во взаимоотношениях СССР и США на рубеже 1980 - 1990-х годов вызвали оживление торговли, инвестиционной активности между этими странами.

2. Несогласие руководства одного из “коммунистических” регионов Российской Федерации - Воронежской области с методами организации бизнеса голландского концерна “Philips” привело практически к сворачиванию производства телеаппаратуры под маркой “Philips”. Причина во многом банальна. Менеджеры “Philips” хотели сократить раздутый управленческий аппарат местного предприятия (г.Воронеж), на базе которого организовывалось производство аппаратуры.

Планируя выход на внешние рынки, участник международного бизнеса должен изучить экономику каждой интересующей его страны. В этой связи необходимо получение следующих сведений. До какого предела экономика страны является открытой, насколько она уязвима по отношению к глобальным экономическим циклам (кризисам, в частности), в какой степени осуществляется международное воздействие на ее промышленную активность? Хорошо ли сбалансированы внешние и внутренние (налоговые) платежи и поступления? Как развит экспорт, импорт, что из них доминирует? Каково соотношение государственного и частного секторов экономики? Какие тенденции прослеживаются в инвестиционной активности? Как государство воздействует на деловую активность?

Важный экономический показатель - характер распределения доходов в стране - один из целой системы показателей уровня жизни населения.

Например, некоторое время назад в печати появилось сообщение о том, что концерн “Даймлер-Бенц” чрезвычайно доволен объемами продаж очень дорогих и престижных автомобилей “Мерседес” моделей 500 и 600 в России. Несмотря на то, что в России большая часть населения живет очень бедно, есть достаточно многочисленный слой богатых людей с очень высоким уровнем семейных доходов, которые могут позволить себе покупку шикарного автомобиля стоимостью более 50 тыс.долл.

При рассмотрении экономической среды следует принимать во внимание классификацию стран, отражающую их специфику и факторы конкурентоспособности.

По структуре хозяйства различают:

- страны с экономикой по типу натурального хозяйства (африканские страны: Эфиопия и др.);

- страны-экспортеры сырья (Чили, Заир и др.);

- промышленно развивающиеся страны (Индия и др.);

- промышленно развитые страны (США, Германия и др.).

По характеру распределения дохода различают страны:

- с очень низким доходом;

- с преимущественно низким доходом;

- с очень низким и в то же время с очень высоким доходом;

- с низким, со средним и с высоким уровнем дохода;

- с преимущественно средним уровнем дохода.

Также при оценке конкурентоспособности стран учитывают:

- динамику экономики (лидер - США - здесь и далее по данным экспертных оценок);

- динамику рынка (лидер - США);

- финансовую динамику (лидер - Швейцария);

- человеческие ресурсы (лидер - США);

- инновационную ориентацию (лидер - Япония) и др.

Другая группа факторов среды международного маркетинга - конкурентные факторы. Они представляют собой все попытки целевых групп фирмы бороться за повышение покупательских возможностей. Конкуренция может затрагивать и рынок в целом (конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция), и отдельные отрасли (например рынок автомобилестроения Японии и т.д.). Фирма должна знать основных конкурентов и их особенности: сильные и слабые стороны. Сюда можно отнести финансовую прочность, стратегию бизнеса конкурентов и т.д. Методы получения таких сведений различны и часто не совсем законны: речь идет о различного рода шпионаже.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

>