Прикладной международный маркетинг: международная торговля лицензиями

На внутреннем рынке доминируют лицензионные договоры на изобретения, а сделки на полезные модели и промышленные образцы практически отсутствуют. Отличительной чертой российского внутреннего рынка лицензий в сравнении с подобными в других странах является то, что территория, где действуют предоставляемые лицензиатом (покупателям) права (лицензии), как правило, ограничивается зоной действия патента (Российская Федерация) и странами СНГ. Они не предусматривают исключительных или неисключительных прав российских лицензиатов экспортировать производимую по лицензиям продукцию в страны дальнего зарубежья. Предоставление таких прав, выходящих за пределы зоны действия патентов, широко используется в мировой лицензионной практике. При включении в лицензионные договоры права лицензиатов на экспорт производимой по лицензии продукции в другие страны эти договоры не переходят в категорию международных, они остаются внутренними. Приватный макрос для мышки cs go стал еще лучше.

На российском рынке более одной трети всех лицензий предоставляется на срок действия патентов, что не соответствует международной практике заключения договоров.

С самого начала внутренний рынок лицензий формировался преимущественно за счет физических лиц и частных предпринимательских структур. На их долю приходится 56% всех заключенных лицензионных договоров и соглашений об уступке права на патент.

Основными продавцами лицензий на внутреннем рынке России выступают частные лица и негосударственные организации, доля которых составляет 72%. Несколько иначе выглядит покупка лицензий. Лицензиатами являются преимущественно юридические лица (84%), в том числе государственные организации и предприятия (62%) и частные предпринимательские структуры (22%).

Сейчас в РФ сложилась парадоксальная ситуация, когда государство осуществляет контроль и обязательную регистрацию всех заключенных внутренних лицензионных договоров и соглашений об уступке права на патент, а вместе с тем аналогичные внешние коммерческие сделки с зарубежными фирмами не контролируются и не регистрируются. В России практически отсутствует порядок регулирования процедуры заключения, одобрения и регистрации соглашений и контрактов на закупку иностранной наукоемкой технологии. Поэтому нередко заключаются договоры и контракты на закупку технологии с невысоким техническим уровнем и эффективностью, нарушением экономических нормативов, неоправданными расходами и предоставлением зарубежным лицензиатам преимуществ, противоречащих антимонопольному законодательству страны. Для того чтобы национальный рынок лицензий обрел цивилизованную форму, необходимо создание единой системы государственного регулирования обмена лицензиями в стране, принятие соответствующих законодательных и нормативных актов.

Специфика лицензий как товаров

Подход к проблеме происхождения международного обмена лицензиями с исторических позиций лишь подтверждает закономерность его появления в товарной форме, но не дает детального представления об экономическом содержании лицензионных сделок.

Лицензия определяется как разрешение или право, выдаваемое на использование защищаемых охранными документами изобретений, полезных моделей, ноу-хау, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

>