Прикладной международный маркетинг: международная торговля лицензиями

Международная торговля лицензиями понимается как осуществление торговых сделок, по которым лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) право (лицензию) на использование объектов интеллектуальной собственности на согласованных коммерческих условиях, то есть речь идет о торговле правами. В этом состоит специфика объектов лицензий как товаров рынка.

Выступающие на рынке объекты лицензий, как и любые товары, имеют потребительскую стоимость и стоимость.

Определяющим фактором в торговле объектами лицензий является их потребительная стоимость, поскольку, как и любые товары, они покупаются не потому, что они есть “потребительная стоимость”, и употребляются для определенных целей.

В отличие от обычных товаров потребительная стоимость изобретений определяется не только внешним видом и технико-экономическими характеристиками. Заложенные в них новизна, изобретательский уровень, способность поднимать на новую ступень процесс труда и обеспечивать на этой основе получение дополнительной прибыли составляют важную сторону их потребительной стоимости.

Специфика потребительной стоимости объектов лицензий, естественно, влияет на выбор подхода к определению стоимости объектов интеллектуальной собственности и метода их ценообразования.

С учетом специфики товаров-объектов лицензий определение их стоимости должно базироваться не на расходах на их создание и охрану, а на оценке степени реализации потенциальной стоимости объектов лицензий их пользователями, то есть установлении экономического эффекта (дохода, прибыли) при практическом использовании нововведений.

Современные формы и средства передачи технологий. Роль лицензий в технологическом обмене

Специфика торговли лицензиями состоит в том, что, имея дело с коммерческим обменом результатами интеллектуальной деятельности на национальном и международном рынках и выполняя экономическую функцию, она вовлекает в товарообмен особый товар – научно-технические достижения - и несет тем самым другую важную функцию в обществе – активно участвует в современном технологическом обмене.

Под технологическим обменом понимают различные формы распределения любых научно-технических знаний и производственного опыта на национальном и международном уровне.

Современные каналы технологического обмена делятся на коммерческие и некоммерческие, для которых характерны свои методы, формы и средства передачи технологии (прил.1).

Некоммерческие формы, таким образом, предусматривают передачу общих сведений рекламно-технического характера, ознакомление с технологией, производством, технико-экономическими данными в таком объеме, которого недостаточно для практического применения. Они, как правило, не включают таких обязательных при передаче технологии элементов, как право пользования технологией, детальная техническая документация, техническая помощь, производственный опыт. Научно-техническая информация дает возможность партнерам ориентироваться в направлениях развития науки и техники и получать общие сведения об имеющихся достижениях в различных отраслях производства. Она обычно предшествует обмену конкретными технологиями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

>