Характеристика эффективности маркетинговой деятельности Ренийского порта. Оценка конкурентоспособности порта Рени

Конкурентоспособность порта определяется долей рынка, которую порт реально контролирует или способен контролировать на определенный момент времени.

Оценим конкурентоспособность Ренийского порта с целью выявления его позиции на рынке портовых услуг Украины, выявления его ближайших конкурентов и определения приоритетов развития с позиций портового маркетинга.

Вначале рассмотрим динамику грузооборота в портах Украины за период с 2001 по 2005 годы (приложение 2).

Для анализа деятельности портов и конкуренции в регионе рассмотрим классификацию конкурентов по занимаемым ими позициям на рынке.

Распределение рыночных долей позволяет осуществить группировку портов на рынке. Как правило, речь идет о лидерах рынка – с максимальными значениями долей, портах-аутсайдерах, занимающих скромные позиции, и некоторых промежуточных группах. Распределение занимаемых долей рынка по годам среди рассматриваемых портов предоставлено в таблице (приложение 3).

Из представленных таблиц видно, что за 2001 - 2005 гг. положение портов на рынке стивидорных услуг изменилось незначительно. В частности, Ренийский порт увеличил свою долю с 1,43% до 2,71%, оставаясь, в среднем, на 8-мой позиции среди рассматриваемых 18-ти украинских портов. Графически схема распределения долей рынка на конец 2005 г. среди первой четверки портов Украины, порта Рени и его основных конкурентов по географическому местоположению представлена в приложении 4.

В соответствии с полученными значениями распределение портов по группам выглядит следующим образом: общий диапазон изменения доли первых 10 портов делится на 4 части. Первую часть составляют лидеры, вторую часть составляют порты выше средней доли рынка, третью часть составляют порты ниже средней доли рынка и четвертую часть составляют аутсайдеры (первой десятки). Распределение представлено в табл. 2.10.

Таблица 2.10

Распределение портов по классификационным группам согласно

объемам рынка

Классификационные группы портов по объемам рынка

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

(24,62 / 18,95)

(18,94 / 13,28)

(13,27 / 7,61)

(7,60 / 1,94)

Одесса Южный

Ильичевск Мариуполь

Измаил Николаев Керчь Рени

Херсон Бердянск

При всей важности показателя рыночной доли необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку для конкретного момента времени. В связи с тем, что конъюнктурная ситуация на рынке достаточно мобильна, необходимо знать тенденцию изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции порта. Данную тенденцию можно оценить с помощью средней величины прироста доли рынка, который рассчитывается по формуле:

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

>