Экономическое содержание конкурентоспособности банка и управление ею

Рыночные условия управления предполагают активное и широкое использование организационных показателей повышения конкурентоспособности предприятий. К приоритетным относятся: внедрение современных форм и методов организации оказания услуг и управления ими; усовершенствование методов контроля и развитие массового самоконтроля на всех стадиях оказания услуг [12, с. 68].

По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:

− необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;

− универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;

− к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;

− конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;

− сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности [13, с. 25].

Фаминский И., отмечая дефицит работ по проблемам конкурентоспособности, методологическим и методическим подходам к анализу этой проблемы, выделяет существенные, на его взгляд, вопросы, связанные с термином «конкурентоспособность»:

− многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;

− относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;

− различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: на уровне товара, предприятия, отрасли и, наконец, уровне национальной экономики в целом [14, с. 38].

Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как « .свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом» [15, с. 121].

Ученые М. Эрлиха и Дж. Хайна считают, что конкурентоспособность – это способность страны или фирмы продавать свои товары.

Гельвановский М., подчеркивает, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, на котором формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу банков. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества [16, с. 27].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

>