Экономическое содержание конкурентоспособности банка и управление ею

Однако, учитывая, что в настоящее время банки могут оказывать различные виды, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности услуг, оказываемые им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности банка используются данные по банкам-конкурентам, а не по оказываемым услугам. Вместе с тем при сравнении данного банка с банками-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (оказывающих такую же услугу); косвенных конкурентов; потенциальных конкурентов (оказывающих услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого банка зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов услуг (базовые услуги; услуги-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений [20, с. 78].

Различие требований, предъявляемых к банкам субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, используемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппарате.

На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает банки постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для казахстанской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина «конкурентоспособность банка» [21, с. 47].

Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью банка, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В общем случае термин «конкурентоспособность» определяется, как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо.

Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия в работе проведен анализ его определения, представленный в таблице 1.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- большинство авторов не рассматривают понятие «конкурентоспособности предприятия» с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием;

- конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия;

- конкурентоспособность предприятия является динамичным показателем, изменения которого зависят как от внешних, так и от внутренних факторов;

- конкурентоспособность предприятия является показателем относительным. Базой для сравнения являются аналогичные показатели конкурентоспособности предприятий конкурентов либо идеальных (эталонных) предприятий;

- конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. Тем не менее, предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности через свои товары и услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;

- конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

>