Международная политика продукта
Рис.3.1 Международные товарные стратегии
Рассмотрим суть каждого подхода.
Стандартизация или адаптация в зависимости от физических характеристик.
Вынужденная адаптация. С законами и местными предписаниями приходится считаться всем экспортерам. Так, они должны принимать в расчет нормы безопасности, нормы гигиены, технические нормы.
Необходимая адаптация. Вынужденная адаптация обусловлена для предприятия законом страны, от которого нельзя уклониться. Для того чтобы действительно заниматься международным маркетингом, а не обычным экспортом, производитель должен проводить углубленное исследование рынка. Только при знании внешних рынков так же хорошо, как своих собственных, производитель может рассчитывать на успех.
2. Стандартизация или адаптация в зависимости от особенностей обслуживания.
Товары производственного назначения, а иногда и предметы широкого потребления нуждаются в сборке, обслуживании и ремонте. Поэтому возникает потребность в запасных частях, инструкции по эксплуатации, составленной на языке страны.
3. Стандартизация или адаптация в зависимости от символических характеристик.
Восприятие символов. Любой предмет с чем-то ассоциируется в сознании каждого человека. Эта ассоциация зависит от культуры страны, от культуры каждого микросоциума. Поэтому важно абстрагироваться от наших символических восприятий, чтобы оценить восприятия стран, сегментов и потенциальной клиентуры, для которой предназначены товары.
Восприятие национальных или импортных товаров. Когда товар ассоциируется с каким-либо национальным имиджем или с особым регионом, ему необходимо присвоить данному соответствующее наименование.
4. Стандартизация или адаптация в зависимости от соответствующих издержек каждого варианта.
По поводу необходимости адаптации к местному законодательству (техническим нормам, нормам гигиены и безопасности) вопрос не возникает. Но он возникает в тех случаях, которые обусловлены действием законов рынка. Очевидно, что всякий раз, когда есть возможность стандартизации, ее надо проводить, выигрывая при этом от экономии на масштабах и от эффекта накопления опыта.
Необходимо отметить, что многие товары из числа очень дорогих и сложных в изготовлении вообще не требуют никакой адаптации - ни к законодательству, ни к рынку. Это товары и широкого потребления (фотоаппараты, фото-видеокамеры, мотоциклы), и производственного назначения (станки, микросхемы и др.).
При выходе со стандартизированным товаром имеют место следующие экономические результаты.
· Производство сосредоточено в одном месте, а не в нескольких странах, что позволяет сэкономить на ресурсах.
· Расходы на разработку распределяются на большой объем производства.
· Стандартизация товара уменьшает складские расходы, но дополнительный ассортимент товаров повышает расходы на учет и складские операции.
· Расходы на товародвижение уменьшаются, так как возможно обеспечение комплектующими от головного предприятия.
· Расходы меньше, так как технология унифицирована.
· Доходы высокие из-за стабильности спроса.
· Доходы высокие из-за общности вкусов на однородных рынках (например рынок джинсов).
В свою очередь имеет определенные преимущества и модификация товаров для внешних рынков.
Вопрос изменения товара для внешнего рынка должен рассматриваться одновременно с проблемами коммуникаций. Различают четыре варианта модификации (табл.3.1).
Таблица 3.1
Варианты модификации товара для внешнего рынка
Товар (коммуникации) |
Товар не изменяется |
Товар изменяется |
Коммуникационные связи не изменяются |
1.1. Товар и коммуникационные связи для всех рынков одинаковы |
1.2. Модификации подвергается только товар |
Коммуникационные связи изменяются |
2.1. Модификации подвергаются только коммуникационные связи |
2.2.Подвергаются модификации товар и коммуникационные связи |